Глава 5 «Применение физической силы,
специальных средств и огнестрельного оружия» разработана
на основе Кодекса поведения должностных лиц по
поддержанию правопорядка, принятого Генеральной
Ассамблеей ООН.
В ней определяются пределы, условия и
порядок применения физической силы, специальных средств
и огнестрельного оружия, а также особенности их
применения, в частности особенности применения
специальных средств и оружия в составе подразделения
(группы) и в условиях массового скопления людей,
основания и условия применения оружия ограниченного
поражения. Кроме того, устанавливаются гарантии личной
безопасности вооружённого сотрудника полиции.
Особое внимание в законопроекте
уделяется вопросам проверки сотрудников полиции на
пригодность к действиям в условиях, связанных с
применением физической силы, специальных средств и
огнестрельного оружия.
При определении терминов «специальные
средства», «применение оружия» устранены
терминологические неточности и неоднозначность их
толкования, которые существуют в действующем Законе.
В главе 6 «Правовое положение (статус)
сотрудника полиции» определяется правовое положение
сотрудника полиции, устанавливается перечень ограничений
и запретов, связанных со службой в полиции,
перечисляются требования, предъявляемые к поведению
сотрудников полиции, в том числе во внеслужебное время.
При приёме на службу в полицию действуют
ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным
законом «О государственной гражданской службе Российской
Федерации». Дополнительно предлагается установить, что
гражданин не может быть принят на службу в полицию в
случае, если он имеет или имел судимость, а также если в
отношении его уголовное преследование прекращено по
нереабилитирующим основаниям: истечение сроков давности
уголовного преследования; прекращение уголовного дела в
связи с примирением сторон, за исключением дел частного
обвинения; прекращение уголовного преследования
вследствие акта об амнистии; прекращение уголовного
преследования в связи с деятельным раскаянием.
Помимо гарантий правовой защиты
сотрудников полиции, предусмотренных действующим
Законом, таких, как недопустимость вмешательства в
деятельность сотрудника полиции и доверие к его
показаниям, устанавливаются презумпция законности
деятельности сотрудников полиции и их государственная
защита.
Каждый сотрудник полиции обязан
представлять сведения о своих доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, а также о
доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
характера членов своей семьи.
Урегулировано право сотрудников полиции
на объединение в профессиональные союзы (ассоциации).
Закреплены правовой статус других
сотрудников органов внутренних дел, не являющихся
сотрудниками полиции и привлекаемых к выполнению
обязанностей полиции, а также ответственность сотрудника
полиции.
В главе 7 «Прохождение службы в полиции»
устанавливаются требования к поступлению на службу в
полицию и особенности её прохождения.
Сотрудники полиции проходят службу на
должностях рядового, младшего, среднего, старшего и
высшего начальствующего состава в соответствии с
законодательством Российской Федерации, регламентирующим
вопросы прохождения службы, с учётом особенностей,
установленных данным федеральным законом.
В рамках решения задачи борьбы с
коррупцией к личностным и профессиональным качествам
сотрудников полиции предъявляются повышенные требования.
Каждый гражданин Российской Федерации, поступающий на
службу в полицию, должен пройти психофизиологическое
исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую
и иную токсическую зависимость, а также испытание в
целях проверки его морально-психологических, деловых и
иных качеств, необходимых для замещения должности
сотрудника полиции.
Законопроектом уточнены организация
профессиональной подготовки сотрудников полиции,
правовой статус слушателей и преподавательского состава,
а также условия привлечения курсантов и слушателей
образовательных учреждений высшего профессионального
образования федерального органа исполнительной власти в
сфере внутренних дел к участию в мероприятиях по охране
общественного порядка, обеспечению безопасности граждан
и к исполнению других обязанностей полиции.
В целях реализации требований
Национальной стратегии противодействия коррупции в
части, касающейся борьбы с правовым нигилизмом,
установлена периодическая проверка знаний каждым
сотрудником полиции Конституции Российской Федерации и
нормативных правовых актов, регулирующих его служебную
деятельность, в том числе международных документов.
За ненадлежащее исполнение своих
должностных обязанностей сотрудник полиции подлежит
увольнению по следующим основаниям: неоднократное
нарушение служебной дисциплины при наличии
дисциплинарного взыскания, наложение которого
осуществлено в письменной форме; прекращение уголовного
преследования по нереабилитирующим основаниям;
представление подложных документов или заведомо ложных
сведений при поступлении на службу в полицию; отчисление
из образовательного учреждения высшего профессионального
образования; лишение специального звания полиции;
прекращение гражданства Российской Федерации или
приобретение гражданства (подданства) другого
государства.
Закреплены гарантии сотруднику полиции,
избранному (назначенному) в законодательный
(представительный) или исполнительный орган
государственной власти либо в орган местного
самоуправления.
В главе 8 «Социальная защита сотрудника
полиции» регламентируются вопросы, касающиеся оплаты
труда сотрудников полиции, страховых гарантий и выплат в
целях возмещения вреда, причинённого в связи с
выполнением служебных обязанностей, права сотрудника
полиции на жилищное обеспечение и медицинское
обслуживание, социальной защиты семей сотрудников
полиции, потерявших кормильца, а также иных гарантий в
связи с прохождением службы в полиции.
В главе 9 «Финансовое и
материально-техническое обеспечение деятельности
полиции» определяется, что финансовое обеспечение
деятельности полиции, а также гарантий и компенсаций,
предоставляемых сотрудникам полиции и членам их семей в
соответствии с законодательством Российской Федерации,
является расходным обязательством Российской Федерации.
При этом органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления
вправе осуществлять по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
расходы на реализацию полномочий полиции по обеспечению
законности, правопорядка и общественной безопасности.
Финансирование указанных расходов будет осуществляться
за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с
бюджетным законодательством Российской Федерации.
Органам и подразделениям полиции,
осуществляющим охрану общественного порядка, обеспечение
общественной безопасности и безопасности граждан на
транспорте, служебные и подсобные помещения,
оборудование, средства и услуги связи предоставляются на
безвозмездной основе транспортными организациями.
Сотрудникам полиции, замещающим должность
участкового уполномоченного полиции, для работы на
обслуживаемых административных участках помещения,
оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи,
предоставляются органами местного самоуправления. Кроме
того, ими обеспечивается техническая эксплуатация этих
помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка,
ремонт).
В главу 10 «Контроль и надзор за
деятельностью полиции» в соответствии с Федеральным
законом «Об общественном контроле за обеспечением прав
человека в местах принудительного содержания и о
содействии лицам, находящимся в местах принудительного
содержания» включена ещё одна форма контроля за
деятельностью полиции (кроме государственного контроля и
прокурорского надзора) – общественный контроль, который
осуществляется общественными наблюдательными комиссиями
и их членами, в частности за обеспечением прав человека
в местах принудительного содержания, имеющихся в
полиции. Он может осуществляться совместно с
общественными советами, создаваемыми при территориальных
органах федерального органа исполнительной власти в
сфере внутренних дел.
Глава 11 «Заключительные и переходные
положения» содержит нормы о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов), о вступлении в силу закона с 1
января 2011г., о распространении действия отдельных его
положений, касающихся особенностей прохождения
государственной службы в полиции и социальной защиты, на
сотрудников органов внутренних дел, не являющихся
сотрудниками полиции.
|